А между тем все новое, как известно, это хорошо забытое старое. Не стоит уповать на западных светил, суперэкспертов и аналитиков, что советуют некоторые олигархи и чиновники, достаточно с умом оценить опыт предшественников и всего лишь оглянуться по сторонам. Я имею в виду советскую практику по созданию мощных центров под конкретные высокотехнологичные программы - космическую, атомную, ракетную авиационную, или ведение крупномасштабных строек на территориях, равных нескольким европейским государствам
Современный мировой опыт позволяет ответить на многие вопросы и избежать собственных ошибок при достижении поставленной цели - превратить на сегодняшний день сырьевую державу в одного из мировых лидеров хай-тека. Если мы действительно ставим такую цель, то надо отдавать себе отчет, что это поход на 30-50 лет, причем в условиях острой, нарастающей конкуренции и жестких правил игры.
Убежден, что нужен в первую очередь своего рода "апгрейд", то есть модернизация нашего собственного российского опыта с учетом современных рыночных механизмов, а также анализ или даже калькирование удачных современных мировых наработок, того, как достигаются желаемые результаты нашими конкурентами.
Существующие национальные проекты, бесспорно, помогут завести механизм исторических преобразований в России, но чтобы инновационный путь развития становился ощутимым, реальным, необратимым, необходима их дальнейшая кристаллизация. Постепенное улучшение жилищных условий, здравоохранения, образования, появление по всей стране нормальных дорог - все это здорово, но воспитать самоуважение нации, подтолкнуть ее интеллектуальный потенциал на решение сложных государственных задач может только объединение вокруг перспективных, новаторских, сложных проектов
Примеры могут быть разными, но я остановлюсь на программе создания самолета СухойСупер Джет-100 с новым двигателем SaM146, реализация которой главным образом сконцентрирована в двух субъектах Федерации - Ярославской области и Хабаровском крае
В чем я вижу дальнейшее развитие нацпроектов. В их концентрации, приоритетной адресной направленности в города и регионы, где успешно реализуются высокотехнологичные проекты, которые в итоге и будут определять статус нашей страны в международном сообществе. Нужно в рамках существующих нацпроектов дать туда дополнительные деньги, причем не жалеть средств - они ведь не на проект даются, а на адекватное проекту масштабное развитие субъекта Федерации. Причем это будет приносить квазиэффект: мы вкладываем деньги в субъект Федерации, они стыкуются с деньгами нацпроектов, стыкуются с деньгами проекта как такового и усиливаются многократно
Надо с полной ответственностью понимать, что новый российский региональный самолет SSJ создается в очень острой конкурентной борьбе, стартовые условия проекта изменились на сегодня кардинально. На самолет той же размерности сделали ставку сверхдержавы. Для Китая это основной гражданский самолет сегодня, уже реально действующий АRJ, на который устанавливают двигатель компании "Дженерал Электрик" - мирового лидера двигателестроения. На этот же проект - что подтверждает правильный маркетинговый расчет, предвидение "Сухого" - сделала ставку и вторая сверхдержава - Япония, которая сегодня в чистом виде не является игроком мирового авиапрома, как Европа или Америка
Но если возьмем историю - у них уже были бестселлеры военной авиации, все прервалось после Второй мировой войны, к тому же сейчас Япония обладает массой самых передовых технологий, которые они, бесспорно, привнесут в реализацию своего авиапроекта. То есть сегодня Япония, понимая всю привлекательность данного рынка, вновь вступает в авиационную гонку. И для них региональный самолет - это start-up в области гражданской авиационной техники. Естественно - это вызов, и если они начали это делать, то в традициях самураев будут биться за это до конца
Поэтому России нужно всеми силами, с максимальной концентрацией отстаивать свои позиции, отвечать этим вызовам. А основное конкурентное преимущество - это люди, это условия, в которых они живут там, где реализуется программа, в городах Комсомольск-на-Амуре и Рыбинск. Причем в проекте задействованы десятки тысяч людей. И я как бывший руководитель субъекта Федерации отдаю отчет, насколько для региона это важно. В данном случае все силы и средства должны быть положены в один котел - для создания другого качества жизни данных территорий.
Мы должны очень четко понимать, что любой несырьевой проект требует для его участников создания среды проживания просто европейского уровня. И это минимум. Тем более международный проект в области высоких технологий. Если где-то поставить трубу и начать качать сырье, то все обеспечишь вахтовым способом и не будет никаких инфраструктурных вопросов
Теперь давайте посмотрим, где делаются региональные самолеты-конкуренты. Бразильский Эмбраер в Сан-Паулу - это мегаполис с населением в 12 млн. Китайский ARJ в Шанхае, мировом супермегаполисе с 20-миллионным населением. Хиросима, где расположена сборка самолета компании "Мицубиси", крупнейший технологический центр Японии
И наше государство, уже вложив в этот проект, в эти города деньги, обязательно должно идти по пути создания в России подобных технологических центров в рамках нацпроектов, перераспределяя ресурсы, концентрируя их. И мы должны дать людям, которые здесь живут и работают, и приезжающим сюда иностранным специалистам - проект имеет серьезный уровень международной кооперации - нормальные условия, чтобы им было приятно сюда приезжать, жить, работать, вкладывать свои силы в проект
Для этого очень много нужно. Нужна инфраструктура, начиная с дорог, нужны комфортные жилые дома, детские сады, современные больницы, профессионально-технические центры, которые будут служить не только этому проекту, но и всем жителям субъектов Федерации - Хабаровского края и Ярославской области. Эти регионы должны получить специальные средства для развития.
Уже сегодня и в Комсомольске-на-Амуре, и в Рыбинске сами компании сделали очень многое. Долгие годы, будучи руководителем Ярославской области, я наблюдал и всеми силами поддерживал созидательные процессы "Сатурна" в Рыбинске. Став депутатом Госдумы, привлек внимание коллег к этому коллективу, компании, городу, куда недавно мы выезжали большой представительной делегацией. И, признаюсь, мне была по-отечески приятна оценка коллег, которую подытожил председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарев, отметив что "НПО "Сатурн" заслуживает государственной поддержки даже безотносительно программы "SuperJet 100". Такой производственный прорыв, как на НПО "Сатурн", не должен оставаться вне поля зрения государства. Это политический вопрос"
Эффективность этих двух коллективов-партнеров доказана не только проектом создания нового гражданского самолета, но и успешным созданием новых самолетов оборонного значения. Именно они в непростые времена за собственные средства создавали новый многофункциональный истребитель Су-35 с двигателем 117С, успешная презентация которого только что состоялась в подмосковном Жуковском. Она подарила стране вкус победы куда более значимой, чем великолепные спортивные и эстрадные достижения
Эти компании, бесспорно, достойны не только материальной, но и моральной государственной поддержки. Именно поэтому наш Комитет Государственной Думы по транспорту счел необходимым поддержать их новаторские проекты, его создателей. Страна должна гордиться, что у нее есть такие компании и такие руководители, которые способны претворять в жизнь декларируемые властью национальные задачи и формировать ценности новой России
Убежден, что лучшей мотивацией базирующихся там коллективов самолетостроительного завода компании "Сухой" и двигателестроительного НПО "Сатурн", коллективов-энтузиастов, коллективов-победителей, обладающих волевыми и знающими руководителями, и было бы государственное решение по дальнейшему формированию в этих городах образцовых современных технологических центров
Понятно, что мы рассуждаем сейчас об одном проекте. Никто не спорит, что те же принципы должны быть реализованы и для судостроительных кластеров, и для атомной промышленности, для многих объектов инновационного вектора развития страны. Но значение проекта СухойСуперДжет очень велико. Ведь реализация именно этого проекта даст ответ и на вопрос, можно ли запускать следующую программу - МС-21, или о ней можно лишь только разговаривать. Стоит ли как следующий этап начать обсуждение проекта широкофюзеляжного самолета, или это совсем бессмысленно. И в итоге - ответ на главный вопрос - будет ли в России гражданская авиапромышленность или нет?
Автор - Анатолий Лисицын
![]() |
|
|
© ПАО «ОДК-Сатурн» 2006-2023 |