Газотурбинные технологии для транспорта и энергетики
 Домой / Медиа / Новости


Снегоходы "Рыбинских моторов" - 28 лет успеха.

Новости компании 28.02.1999

Информационная справка для редакторов и журналистов СМИ. Февраль 1999 года.
ОАО «Рыбинские моторы» первый в России производитель снегоходной техники. Работы в области создания снегоходов на “Рыбинских моторах” начались в конце 1970 года, когда конструкторское бюро предприятия приступило к разработке технической документации на первые российские снегоходы. Выпуск снегоходов осуществляется на площадях дизельного завода ОАО «Рыбинские моторы», который на протяжении десятилетий осуществляет серийное производство дизельных двигателей различных модификаций для тракторов, экскаваторов, буровых установок, передвижных электростанций и других машин. В декабре 1971 года собран опытный образец снегохода «Буран», выполненный по двухгусеничной схеме, и в 1973 году первая модель снегоходов была поставлена на серийное производство. Всего за 26 лет предприятием изготовлено более 200 000 машин различных модификаций («Буран», «Буран-М», «Буран-3700», «Арктика», «Барс», «Икар», «Икар-МД» и др.).

Столь внушительная производственная программа стала возможной благодаря высокому научно-техническому и производственному потенциалу рыбинского предприятия, одному из крупнейших производителей авиационных двигателей в России.

Сегодня на предприятии активно реализуется комплексная программа работ по модернизации снегохода “Буран”, а также по созданию на его базе более мощного длинногусеничного снегохода “Буран СБ-640МД”, который призван дополнить, а в ряде случаев и заменить “Буран” за счет более мощного двигателя и увеличенной площади опоры. Он стал новым этапом в развитии первого российского снегохода и выполнен по схеме: две ведущие гусеницы - одна рулевая лыжа. Для достижения более высоких, по сравнению с “Бураном”, эксплуатационных показателей здесь применены гусеничные ленты длиной 3700 мм, шириной 380 мм и широкая рулевая лыжа, что дает, несмотря на увеличение веса, снижение удельного давления на грунт. Двигатель мощность 33 л.с. (по сравнению с 28 л.с. у “Бурана”) повышает возможности снегохода по доставке груза как на грузовой площадке, так и на прицепе.

Новый дизайн снегохода, работа над которым велась конструкторами “Рыбинских моторов”, ориентирован на максимальное улучшение эргономических и эксплуатационных характеристик при сохранении технологичности конструкции. Полное капотирование моторного отсека совместно с новой системой шумоглушения позволяет снизить общий уровень шума на 5-6 дБ (этот показатель почти в два раза ниже, чем у “Бурана”). Приподнятое сиденье и регулируемый руль снижают утомляемость водителя при длительных поездках.

Конструкция модернизированного «Бурана» предусматривает возможность выпуска целой гаммы модификаций в зависимости от требований покупателя. Снегоход может изготавливаться как в двухместном, так и в одноместном (с увеличенной грузовой площадкой) варианте; иметь одну или две скорости вперед при обязательном наличии заднего хода; запускаться от ручного или электрического стартера; оснащаться дополнительным генератором и обогреваемыми рукоятками руля.

Еще одно направление ‑ легкие одногусеничные снегоходы “Икар”, которые предназначены главным образом для спортивных и развлекательных поездок. В 1997 году была полностью завершена технологическая подготовка производства снегоходов "Икар", позволяющая довести выпуск этой модели до 500 машин в год.

 

СНЕГОХОД НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ “ТАЙГА”

Универсальный тяжелый одногусеничный снегоход нового поколения “Тайга”‑ четвертая и наиболее совершенная по техническому уровню разработка конструкторов “РМ” в области снегоходостроения, обеспечивающая реализацию эксплуатационных характеристик, которые не уступают параметрам лучших зарубежных аналогов.

Полномасштабные работы по созданию семейства снегоходов нового поколения начались в 1998 г., а к февралю 1999 года завершено изготовление опытной партии первенцев нового семейства ‑ пяти образцов тяжелых снегоходов “Тайга”.

Перед конструкторским бюро предприятия была поставлена задача создать машину, отвечающую самым высоким требованиям современного рынка, сконцентрировав свое внимание на следующих основных направлениях:

-         современный дизайн и применение новых формообразующих деталей снегохода с шумопоглощающими покрытиями,

-         повышение надежности за счет применения высококачественных отечественных и импортных комплектующих, в том числе ‑ использования японских карбюраторов VM32,

-         создание комфортных условий для водителя и пассажира ‑ введение телескопической подвески рулевых лыж, усовершенствованной подвески ходовой части, обогреваемой рукоятки газа и руля, использование сидения улучшенной формы,

-         увеличение мощности, ресурса, снижение расхода топлива двигателей,

-         совершенствование конструкции трансмиссии с целью повышения КПД и надежности,

-         модернизация ходовой части: переход на длинные, широкие гусеницы, изменение типа подвески для улучшения эксплуатационных показателей снегоходов.

Первые опытные образцы нового снегохода “Тайга” были изготовлены в январе 1999 г. Техническим советом компании было признано, что технические характеристики машины соответствуют лучшим современным иностранным образцам. В феврале опытные образцы снегохода “Тайга” были переданы на ходовые испытания. Результаты первых испытаний показали хорошие ходовые качества, повышенный комфорт для водителя и достаточную для первых образцов надежность новой машины.

При изготовлении первых образцов снегохода “Тайга” в опытном и серийном производствах “РМ” было освоено 11 принципиально новых технологических процессов. Среди них такие как:

-         ротационное формование деталей типа топливного бака из порошковых пластмасс;

-         изготовление корпусных деталей из стеклопластика с облицовочным слоем методом напыления, отличающихся широкой цветовой гаммой и высоким качеством поверхности деталей;

-         технология изготовления деталей из листового полиэтилена методом термовакуумной формовки;

-         изготовление специальных прессованных профилей из алюминия;

-         изготовление специальных профилей из термопластов с низким коэффициентом трения;

-         создание нового высококремнистого сплава для поршней двигателя;

-         изготовление рукояток управления с электроподогревом.

«Тайга» спроектирована по классической схеме «две направляющие лыжи и одна гусеница» и имеет высокую маневренность. Подобраны оптимальные для обеспечения экономичности и высоких эксплуатационных характеристик размеры гусеницы.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СНЕГОХОДА “ТАЙГА”

Геометрические размеры

 

Длина, мм - 3 000

Ширина, мм - 1 150

Высота, мм - 1 250

Расстояние между лыжами, мм - 960

Гусеницы (ширина и длина), мм - 500 х 3900

 

Характеристики

 

Вместимость, чел - 2

Скорость км/час - До 100

Объем топливного бака, л - 40

Уровень шума, дБл - 80

 

Двигатель

 

Модель РМ3-500

Рабочий объем, см3 - 497

Мощность двигателя, кВт (л.с.) - 33 (43)

Литровая мощность кВт/л (л.с./л)  - 66 (90)

Обороты максимальной мощности - 6800...7000

Карбюратор VM32

Топливо, октановое число (не менее) - 90

 

Подвеска

 

Тип подвески лыжи

Теле-скопическая

Ход подвески лыжи, мм - 116

Тип подвески гусеницы

Скольз. рельс.

Ход подвески гусеницы, мм - 210

Число передач - 2-вперед, 1-назад

 

В программу создания опытной партии этих машин ОАО «Рыбинские моторы» инвестировало около 10 млн. рублей собственных средств. В частности, в процессе выполнения первого этапа программы:

-         изготовлено 38 наименований оснастки для литейных цехов и около 500 наименований оснастки и приспособлений для механических цехов;

-         выполнено научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на общую сумму более 2 млн. рублей;

-         изготовлено собственными силами 9 единиц и приобретено от поставщиков 7 единиц специального оборудования стоимостью более 1 млн. руб;

-         на содержание конструкторских и технологических служб затрачено около 3,5 млн. рублей.

В целом на освоение мелкосерийного производства потребуется израсходовать около 150 млн. рублей.

Приобретение отсутствующих в России материалов и комплектующих осуществлялось по прямым контрактам с зарубежными фирмами Канады, Японии, Германии, Италии, Бельгии, Англии, Финляндии и практически всех стран СНГ. На первых опытных машинах комплектующие иностранного производства составляют около 10%. По мере развертывания массового производства “Тайги” планируется постепенно освоить производство большинства комплектующих в России

В настоящее время предприятие продолжает работы по совершенствованию конструкции, повышению ее надежности и технологичности снегохода. Одновременно продолжается подготовка производства к его серийному выпуску. Для этого предстоит освоить еще более 11 новых процессов, в том числе:

-         литье и механическая обработка поршней из высококремнистых сплавов, сложной геометрии и с жесткими допусками;

-         создание мощностей и освоение окраски деталей высокопрочыми порошковыми красками;

-         развитие мощностей стеклопластикового производства и освоение изготовления мастер-моделей и рабочих матриц для него;

-         раскатка внутренних резьб вместо нарезания;

-         получение полиэтилена в порошках;

-         отладка долгосрочных контактов с фирмами-поставщиками материалов, профилей и комплектующих, а также ряд других процессов.

Для полномасштабного освоения серийного производства необходимо затратить еще более 100 млн. рублей, в том числе на:

-         приобретение и изготовление оборудования ‑ всего около 85 млн. рублей, из них около 65 млн. рублей ‑ закупки импортного оборудования;

-         изготовление оснастки более 1000 наименований стоимостью свыше 2,5 млн. рублей;

-         выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на сумму около 6 млн. рублей;

-         приобретение импортных комплектующих и материалов на общую сумму около 8 млн. рублей.

На сегодняшний день снегоход «Тайга» прошел сертификацию, и после окончательной доводки с июля 1999 года планируется начало серийного производства снегоходов нового поколения. До конца года предполагается выпустить 200 новых машин.

Стоимость нового снегохода составит 2400 долларов США, или в среднем в три раза дешевле зарубежных аналогов (при серийном производстве 5000 штук и более в год цена машины будет снижена до 2000 долларов США).

В соответствии с планом развития семейства снегоходов нового поколения в настоящее время ведется разработка целой гаммы таких машин, в том числе «Тайга СТ-500Д», «Тайга-410Д», а также специализированная спортивная модель, которая получила рабочее название «Тайга‑Спорт».

Бизнес-план развития снегоходной тематики “Рыбинских моторов” предусматривает интенсивное развитие дилерской сети для обеспечения реализации снегоходов нового поколения и обеспечения их сервисного обслуживания во всех регионах страны.



ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...


[ АРХИВ НОВОСТЕЙ ]






АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)

Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


ВКонтакте RSS news RSS press Союз машиностроителей Карта сайта

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2006-2023