Новости компании 24.12.2007
Поэтому генеральный директор НПО «Сатурн» сопротивляется поглощению его предприятия госкорпорацией «Российские технологии»
Алексей Никольский
"Ведомости", 24.12.2007, №243 (2017)
Фото: НПО Сатурн и Д. Гришкин
У влиятельного друга президента Сергея Чемезова, руководящего госкорпорацией «Российские технологии», обнаружились серьезно настроенные оппоненты. Топ-менеджеры и по совместительству главные акционеры двух заводов — рыбинского НПО «Сатурн» и Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) — не хотят бесплатно передавать свои предприятия под контроль ОАО «Оборонпром» (это «дочка» «Ростехнологий»). По плану правительства «Оборонпром» должен сформировать холдинг из «Сатурна», УМПО, пермских и самарских авиационных моторостроителей. Но вместо того чтобы смиренно подчиниться госкорпорации, «Сатурн» на днях приобрел около 20% акций УМПО и собирается полностью поглотить это предприятие. Собственно, дружественные рыбинцам компании и раньше скупали акции своего башкирского партнера, но размер доли своих друзей в УМПО и условия предстоящего поглощения гендиректор «Сатурна» Юрий Ласточкин не раскрывает. В интервью «Ведомостям» он рассказывает, почему так уверен в успехе своего противостояния госкорпорациям.
— На авиасалоне МАКС-2007 был подписан меморандум между НПО «Сатурн» и УМПО о стратегическом партнерстве, а сейчас вы объявили о покупке 19,98% акций УМПО. Как эта сделка соотносится с вашим партнерством?
— Это очень важный шаг как раз для реализации меморандума. А главная наша цель — создание компании, которая станет достойным партнером и ОАК, и международных заказчиков — очень крупных компаний Индии, Китая, нашей энергетики. Синергетический эффект этого объединения, к которому мы шли около пяти лет, колоссален. Вот смотрите: у нас общий объем 2007 г. — оборот более 30 млрд руб., это очень неплохой результат. Очень много новых двигателей на выходе. Мы сейчас с вами разговариваем, а в это время идут испытания Су-35, которые проводит ОКБ «Сухой», там стоят наши двигатели 117С, которые мы вместе создали и производим. В 2009 г. по планам должен быть поднят в небо ПАК ФА [истребитель пятого поколения], и там тоже двигатель «Сатурна» — УМПО. Дальше — программа по АЛ-55И, третья наша серьезнейшая совместная программа для учебно-тренировочного самолета индийских ВВС. Три самолета!!! Интерес ко всем этим программам огромен. Поэтому основная идея партнерства, основной результат — создание совместными усилиями новых необходимых для рынка продуктов. Это не дешевое удовольствие — создание новых двигателей. К тому же наш важнейший проект — [двигатель] SaM146 для Sukhoi SuperJet. Представьте себе, какие задачи интегрально стоят у нас перед объединенной компанией! Сложнейшие задачи, успешное решение которых принесет стране очень серьезные серийные заказы на несколько десятилетий вперед!
— Расскажите о параметрах сделки и дальнейших планах ваших компаний.
— Цена пакета — а это порядка 2 млрд руб. — была выплачена полностью деньгами за счет собственных средств [«Сатурна»]. Чтобы увеличивать пакет, нужно проходить соответствующие процедуры — антимонопольные и проч. Логичнее на сегодняшний день говорить о полном слиянии и контроле c учетом мнения всех акционеров, в том числе и государства, которое владеет 37%-ным пакетом «Сатурна», и с учетом, безусловно, мнения акционеров УМПО.
— Недавно президент заявил, что создание госкорпораций не означает строительства госкапитализма. А вы как считаете?
— У государства сегодня в области хайтека накопилось очень много проблем. От этой отрасли зависят национальная безопасность и положение страны в мире. И вопрос у государства реально стоит не о форме собственности, а об эффективности и скорости решения этих проблем — времени остается не так уж и много. Есть определенные расчеты, прогнозы — и наши, и зарубежные, по которым совершенно понятно, что времени в обрез.
Поэтому здесь принцип такой: не важно, какого цвета кошка, главное — чтобы она мышей ловила. А главное — это эффективность тех крупных компаний, которые в итоге будут созданы. Все рычаги у государства есть и сейчас. Чем больше мы изобретаем велосипедов, тем дальше уходим в сторону формальных экспериментов и, собственно, забываем цель, ради которой эти компании создаются. А цель достаточно велика, чтобы о ней не забывать, — обеспечить России паритет в области высоких технологий со странами-лидерами.
— Вы состоите в политсовете ярославского отделения «Единой России». На выборах в Госдуму партия набрала в области 53% голосов — на 11% ниже, чем по России, после чего губернатор Анатолий Лисицын подал в отставку. Что вы об этом думаете?
— Мы эту ситуацию рассматривали на политсовете «Единой России» Ярославской области. Итоги выборов и работы избирательного штаба политсоветом области признаны неудовлетворительными. Зная нового руководителя региона Сергея Вахрукова как опытного администратора, считаю, что у него хватит сил изменить ситуацию, ведь впереди выборы президента, выборы по партийным спискам в областную думу. Я думаю, что ситуация исправима, но она объективна — как работали штабы, такой результат и получили.
— Как продвигаются ваши переговоры с «Оборонпромом» о вхождении «Сатурна» в авиадвигателестроительный холдинг?
— Существует два способа его построить — это покупка или внесение активов. Для того чтобы купить, нужна соответствующая цена, которая устраивала бы как продавца, так и покупателя. Пока мы не имеем предложений по покупке. Второе. Чтобы акционеры инвестировали свои активы в другую структуру, им должны быть созданы привлекательные условия. Мы получили некие предложения, задали вопросы. Пока на все наши вопросы не получили ответов. Если создается структура, где над производителем будет 2-3 надстройки, то, на мой взгляд, это сложная громоздкая структура, которая будет требовать много денег на свое содержание и будет очень бюрократической.
Мы за крупную компанию, но мы хотим видеть конкретных людей, которые это движение возглавят, знать, что они в этой жизни уже совершили, какой прорыв и на каких участках. Если это действительно будут люди очень высокого уровня, с историей успеха — ради бога, пусть руководят, мы будем у них учиться. Но, к сожалению, я подозреваю, что с такими людьми в нашей сфере деятельности пока негусто. Вручить же активы, которые мы 10 лет развивали и структурировали, случайным людям — это даже за гранью юмора. Ведь не просто об активах идет речь — на УМПО и «Сатурне» работают 40 000 высококлассных специалистов.
— Вы не боитесь, что правоохранительные органы или другие силовые структуры предпримут какие-либо действия для понижения капитализации «Сатурна»?
— Государство сегодня слишком разумно, чтобы играть такими вещами и заниматься подобными экспериментами. Создание и производство такой сложнейшей техники, как двигатель, — это очень тонкая материя: легко разрушить, но очень трудно создать и сделать эффективным.
Биография
Родился в 1965 г. в Рыбинске. В 1989 г. окончил Ярославский государственный университет по специальности «бухучет и анализ хозяйственной деятельности»
________________________________________
1982
бухгалтер Волжского машиностроительного завода
________________________________________
1992
гендиректор АО «Техноком»
________________________________________
1997
гендиректор «Рыбинских моторов»
________________________________________
2001
после слияния
«Рыбинских моторов» и КБ «Люлька-Сатурн» стал гендиректором НПО «Сатурн»
________________________________________
30
млрд руб. – суммарная выручка «Сатурна» и УМПО в 2007 г., по оценке Юрия Ласточкина
________________________________________
НПО «Сатурн»
Разработчик и производитель авиадвигателей
Объем продаж – 8 млрд руб. (2006 г.).
Чистый убыток – 183 млн руб. (2006 г.).
ВЛАДЕЛЬЦЫ: 37% акций – государствО В ЛИЦЕ ФАУФИ, 57% – менеджмент, 6% – физлица.
капитализация в ртс на 21.12.2007 – 11,9 млрд руб.
В 2006 г. «Сатурн» был на 3-м месте по продажам в отрасли после УМПО (15 млрд руб.) и «Салюта» (11,2 млрд руб.).
________________________________________
УМПО
Производитель авиадвигателей и наземных газотурбинных установок
Объем продаж – около 15 млрд руб. (2006 г.).
Чистая прибыль – около 2 млрд руб. (2006 г.).
Владельцы: 19,98% акций – у НПО «Сатурн», 12% – у «Оборонпрома», 3,87% – у «Объединенных финансов», 54% контролируется менеджментом УМПО и дружественными «Сатурну» компаниями, у правительства Башкирии «золотая акция».
КАПИТАЛИЗАЦИЯ в РТС на 21.12.2007 – 11,2 млрд руб.
________________________________________
Александр Артюхов, гендиректор УМПО
— Как объединение «Сатурна» с УМПО отразится на реализации ваших общих программ?
— Объем наших совместных программ с «Сатурном», нашей взаимозависимости я бы оценил в 80%. Все они идут по плану: и по созданию нового двигателя для истребителя Су-35 117С, и по наземным установкам, и по АЛ-55 — в реализации этого проекта есть объективные сложности, но сомнений в успехе у нас нет.
— «Оборонпром» в ходе построения холдинга недавно приобрел 12% акций УМПО и заявлял о планах дальнейшего расширения контроля. Как идут ваши переговоры с «Оборонпромом» и как вы относитесь к консолидации отрасли?
— Консолидация отрасли необходима, сделка с «Сатурном» — первый серьезный шаг в этом направлении, а переговоры с «Оборонпромом» оцениваю позитивно.
— УМПО было частным предприятием последние два года, а на «Сатурне» большой государственный пакет — 37% от уставного капитала. Можете ли вы сказать, что со слиянием появится государственный рычаг управления обоими предприятиями?
— Я считаю, что это один из самых красивых примеров, когда стороны, несмотря на большое количество разногласий, сумели поступиться какими-то своими позициями, решились и сделали тот шаг, который привел к консолидации, которая многократно увеличит эффективность нашей совместной работы. Но и сделав этот шаг, мы, конечно же, надеемся на его поддержку государством. Произошедшее событие несет плюсы всем участникам процесса, и даже в первую очередь государству, потому что создана дееспособная самодостаточная двигателестроительная компания, конкурентоспособная на мировом уровне.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...