14.09.2006
Рыбинск (Ярославская область). ИНТЕРФАКС-АВН
Новый российско-французский двигатель SaM146, создаваемый научно-производственным объединением "Сатурн" и французской компанией "Снекма" (группа Safran), может быть использован не только на Sukhoi Superjet-100, но и на других самолетах, сказал "Интерфаксу-АВН" президент, гендиректор компании Power Jet Мишель Дешелотт. "Приоритетом номер один для двигателя SaM146, конечно, является Sukhoi Superjet-100. Но мы не исключаем его применения и на других самолетах. Например, на региональных самолетах Эмбрайер или на больших бизнес-джетах", - сказал М.Дешелотт.
Он отметил, что пока на этот счет ведутся лишь предварительные переговоры. "Впереди еще очень много работы, и поэтому мы не можем распыляться на других заказчиков. Я думаю, что серьезно мы сможем работать над другими применениями двигателя не раньше середины 2008 года, когда будет завершена сертификация двигателя, а может быть, даже после сертификации самолета, т.е. после конца 2008 года", - сказал М.Дешелотт.
По его словам, применение SaM146 на других самолетах позволит быстрее выйти на окупаемость проекта.
М.Дешелотт напомнил, что новый двигатель предлагается устанавливать на всем семействе российских региональных самолетов, в том числе и на самолете вместимостью 110 пассажиров. "Я не сомневаюсь что эта версия самолета, как впрочем и 75 и 95-местные машины Sukhoi Superjet, будет очень конкурентоспособной на мировом рынке.
"И еще, очень важно то, что двигатель на всех трех самолетах будет один. Это серьезно упростит подготовку летного и инженерно-технического состава и удешевит эксплуатацию самолета.
По словам М.Дешелотта, французская сторона удовлетворена тем, как продвигается программа создания двигателя SaM146. "Мы встречаемся с проблемами, но совершенно нормальными, которые существуют в других программах", - сказал он.
М.Дешелотт сообщил, что в создании двигателя задействовано порядка 300 поставщиков из разных стран. Поэтому очень важно, чтобы детали, произведенные разными поставщиками превосходно работали вместе.
"И для "Снекмы", и для НПО "Сатурн" программа SaM146 - большая премьера во многих областях. Для "Сатурна" - это первый серьезный международный опыт. Для "Снекмы" программа интересна тем, что компания, во-первых, впервые будет самостоятельно делать каскад высокого давления двигателя, а во-вторых, выступать главным интегратором программы", - сказал М.Дешелотт.
Двигатель SaM146 является единственной интегрированной силовой установкой, специально разработанной для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения. Отличительными особенностями двигателя SaM146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ИКАО.
Сертификация двигателя будет проведена по российским, европейским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолеты Sukhoi Superjet без ограничений во всех странах. Таким образом, это будет первый отечественный гражданский двигатель, который имеет международный сертификат типа. Данная программа ориентирована на экспорт, 70% самолетов будет продаваться на международном рынке.