Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
 Домой / Медиа / СМИ о компании


2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
май
апрель
январь
2002

ДЛЯ RRJ ВЫБРАЛИ ДВИГАТЕЛЬ.

30.04.2003

Ведомости

Двигатель для нового российского регионального самолета (RRJ) будут совместно разрабатывать французская Snecma Moteurs и НПО "Сатурн". Инвестиции партнеров в этот проект составят $350 млн.

Snecma Moteurs, входящая в состав французской Snecma Group, является одним из ведущих мировых производителей авиационных и ракетных двигателей. НПО "Сатурн" - российский разработчик и производитель газотурбинной техники для авиационного и промышленного применения - создано на базе ОАО "Рыбинские моторы" и ОАО КБ "А. Люлька-Сатурн" в июле 2001 г. путем объединения этих предприятий. Компания выпускает двигатели для гражданских и военных самолетов, наземные силовые энергоустановки.

"Гражданские самолеты Сухого", Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" подписали вчера меморандум о намерениях, согласно которому на новых российских региональных самолетах (RRJ) будет устанавливаться двигатель SM146, разрабатываемый Snecma Moteurs и НПО "Сатурн". Семейство региональных самолетов RRJ (Russian Regional Jet) разрабатывает консорциум компаний "Гражданские самолеты Сухого", АК им. Ильюшина, ОКБ Яковлева и Boeing. В марте 2003 г. проект RRJ победил в государственном тендере и должен получить бюджетные инвестиции в 3,8 млрд руб. В свою очередь, разработчики RRJ провели конкурс на создание двигателя для российских региональных самолетов, который выиграл совместный проект французской Snecma Moteurs и НПО "Сатурн". С SM146 конкурировал двигатель PW800, разработанный компанией Pratt & Whitney (P&W) c участием пермского КБ "Авиадвигатель" и немецкой MTU Aero Engines.

Как говорит сотрудник пресс-службы НПО "Сатурн", новый двигатель будет создан на базе газогенератора DEM21, разработанного французской компанией. По его словам, компании - разработчики RRJ считают, что до 2020 г. российским авиакомпаниям потребуется 650 региональных самолетов. Как рассказал "Ведомостям" представитель пресс-службы Snecma Moteurs Венсан Шаппар, работы по созданию двигателя должны быть завершены за 12 месяцев до начала сертификации лайнера - т. е. до конца 2005 г. Ведь по словам представителя НПО "Сатурн", в течение 2006 г. RRJ должен пройти сертификацию, а в начале 2007 г. должно начаться его серийное производство.

По словам Шаппара, общие инвестиции в создание двигателя составят не менее $350 млн. Но назвать предполагаемую стоимость двигателя в компаниях отказались. Впрочем, полгода назад в интервью "Ведомостям" исполнительный вице-президент Snecma Moteurs Жан-Пьер Кожан говорил, что подобные двигатели стоят $3 - 3,5 млн. Snecma и "Сатурн" поделят поровну инвестиции и объем работ: французы отвечают за газогенератор, электронную систему управления (FADEC) и общую интеграцию двигателя, а НПО "Сатурн" - за тракт низкого давления и ряд агрегатов. Кроме того, НПО будет производить окончательную сборку двигателя.

SM146 разрабатывался под конкретный проект - RRJ, но, говорит Шаппар, может поставляться и другим авиапроизводителям. В "Сатурне" называют еще одно применение для совместной разработки - создание на базе газогенератора DEM21 (основы двигателя SM146) типоряда стационарных силовых энергоустановок средней мощности.

Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает оценку потребности в самолетах в 600 - 650 судов до 2020 г. несколько завышенной, она дает оценку в 300 - 400 машин. По словам Сахновой, отечественным авиакомпаниям нужен новый региональный самолет, поскольку используемый сейчас авиаперевозчиками ТУ-134 уже исчерпал свой ресурс. Однако RRJ еще находится в стадии разработки и, если начало его серийного производства затянется, авиакомпании будут вынуждены закупать иностранные суда, говорит Сахнова.

Андрей Лемешко, Владимир Волков




ПОДДЕРЖАТЬ ЛИДЕРОВ. ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РОССИИ МИХАИЛ КАСЬЯНОВ НАЗВАЛ НПО "САТУРН" ПЕРЕДОВЫМ В СТРАНЕ И ОБЕЩАЛ НАЧАТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ.

25.04.2003

ЯРОСЛАВСКИЕ НОВОСТИ (Ярославль), N15

Программы НПО "Сатурн" по созданию авиадвигателей будут финансироваться, в том числе и из средств федерального бюджета. Об этом сообщил Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов во время однодневного визита в Рыбинск 22 апреля.

… По заказу Министерства обороны РФ предприятие создает двигатели для самолетов и вертолетов, военных судов. НПО "Сатурн" - головной разработчик и изготовитель двигателя пятого поколения. На заводе работают также над усовершенствованием двигателей для гражданских самолетов, чтобы приблизить их характеристики к международным стандартам. Совместно с французской компанией Snecma Moteurs "Сатурн" создает силовые установки для перспективного на мировом рынке регионального самолета.

Михаил Касьянов сказал, что цель приезда - дать импульс реализации правительственных программ по гражданской авиации и ВПК. Россия, по словам премьер-министра, не утратила своего потенциала, и отстала по авиадвигателям ненамного. Он назвал "Сатурн" одним из ведущих предприятий в стране, а после консолидации производств (двух промышленных площадок и опытно-конструкторского бюро в Рыбинске НТЦ им А. Люльки, Лыткаринского машиностроительного завода) эффективность компании повысилась. Таких объединений, где нужно собрать силы, ресурсы, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, по словам Касьянова, в стране будет еще три-четыре. Государство намерено помогать заводу через сбыт и предоставление заказов.




ПРЕМЬЕР ВЕРИТ В НАШУ АВИАЦИЮ.

24.04.2003

ТРИБУНА (Москва), N072

… Однако премьер посетил Рыбинск вовсе не для того, чтобы в очередной раз взглянуть в лицо российской нищете. Сфера его интересов в Рыбинске - авиационный завод, ныне входящий в состав НПО «Сатурн».

В середине 90-х предприятие, которое работало на "оборонку" и гражданскую авиацию, оказалось за бортом экономики. Но за последние несколько лет руководство завода сумело переломить ситуацию. Совсем недавно "Росавиакосмос" подвел итоги ежегодного конкурса. Первая премия в нем досталась самолету, разработанному фирмой "Гражданские самолеты Сухого" и КБ Яковлева и Илюшина, а двигатель к этой машине сделан на Рыбинском авиастроительном заводе.

На совещании, в котором приняли участие генеральный директор ФГУП "Сухой" Михаил Погосян, губернатор области Анатолий Лисицын и другие, рассматривался новый правительственный заказ, который в ближайшее время предстоит выполнить НПО «Сатурн». Это выпуск двигателя АЛ-41Ф для истребителей пятого поколения.

- Сегодняшнее общение с рыбинскими авиастроителями убедило меня в том, что Россия не утратила своего потенциала в этой области, - сказал Касьянов после совещания. - От Европы мы отстали ненамного, и у нас есть все возможности выйти на мировой уровень.

Председатель правительства поставил в пример российским предприятиям рыбинцев, которые объединили в одну структуру пять крупных предприятий авиастроения. Нынешнее НПО «Сатурн» - это бывший авиастроительный завод «Рыбинские моторы», Лыткаринский машиностроительный завод, опытный завод в Рыбинске, два конструкторских бюро - в Рыбинске и Москве (Научно-технический центр имени А.Люльки). Премьер отметил, что именно за такими крупными объединениями - будущее российской авиации и пообещал, что государство будет поддерживать и стимулировать их работу крупными госзаказами.




У РОССИЙСКОГО АВИАПРОМА ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВА - КАК И У ГЕРМАНА ГРЕФА.

24.04.2003

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА (Москва), N084

… Главной целью визита премьер-министра в Рыбинск стало посещение ОАО «НПО» САТУРН - крупнейшего градообразующего предприятия региона. По решению правительства эта компания является головным разработчиком и производителем двигателя АЛ-41Ф для истребителя пятого поколения, который будет устанавливаться на перспективный российский самолет. Вместе с Михаилом Касьяновым в Рыбинск прибыли генеральный директор ФГУП "Сухой" Михаил Погосян и другие руководители авиационной отрасли. На закрытом совещании обсуждались перспективы серийного производства двигателя АЛ-41Ф и участие государства в финансировании этого стратегического проекта для российских ВВС.

На встрече с премьер-министром представители руководства «НПО» САТУРН и ОКБ "Сухой" объявили о том, что двигатель SM146, разработанный компаниями "Sneema Moteurs" и «НПО» САТУРН, выбран для установки на перспективном семействе российских региональных самолетов. Ранее семейство региональных самолетов, разработанное фирмой "Гражданские самолеты Сухого" вместе с компанией "Boeing", ОКБ "Яковлева" и АК им. Ильюшина, стало победителем государственного тендера, объявленного "Росавиакосмосом". Этот международный проект стал первым в России в области авиационного двигателестроения и позволит нашей стране вернуться на мировой рынок гражданских авиационных двигателей.

Премьер-министр России осмотрел несколько производственных участков «НПО» САТУРН и побывал на выставке продукции этой быстроразвивающейся компании. Увиденное позволило Михаилу Касьянову с оптимизмом взглянуть на будущее российского авиапрома:

- Мы отстали от своих конкурентов по авиационным двигателям ненамного. Все это можно преодолеть. В концепции реформирования оборонно-промышленного комплекса России мы заложили несколько задач, которые «НПО» САТУРН уже достигло. Сейчас предусматривается создание 5-6 крупных научно-производственных холдингов ОПК, но сегодня с учетом опыта последних 2-3 лет руководители предприятий и генеральные конструкторы говорят, что нельзя так распылять средства. Надо делать один-два больших научно-производственных комплекса по авиационному двигателестроению. Тогда мы сможем сконцентрировать все усилия и ресурсы, сможем выйти со своими разработками на уровень основных мировых игроков в этой сфере. Нам вскоре предстоит принимать решения по этому поводу.








РАБОЧАЯ ПОЕЗДКА ПРЕМЬЕРА.

23.04.2003

ГУДОК (Москва), N069

… Многие эксперты связывают поездку премьера в Рыбинск с необходимостью дать импульс программе развития гражданской авиации и военно-промышленного комплекса. Рыбинск является типичным "проблемным" городом российской глубинки. Большинство его предприятий относится к ВПК, а 80 процентов населения работает именно на этих заводах. Михаил Касьянов посетил НПО «Сатурн», которое специализируется на производстве авиадвигателей и оборудования для предприятий электроэнергетики.

По словам премьера, ранее в связи с отсутствием госзаказа доходы НПО «Сатурн» были небольшими. Однако консолидация активов пяти предприятий, вошедших в НПО «Сатурн», позволила решить многие проблемы. Касьянов охарактеризовал НПО «Сатурн» как эффективного собственника, который выплачивает зарплату, налоги, активно сотрудничает как с российскими производителями, так и с американскими и французскими компаниями.




ЭПОХА СЛИЯНИЙ.

23.04.2003

ИЗВЕСТИЯ (Москва), N072

Премьер пообещал сократить число предприятий авиационного двигателестроения

Решать судьбу российской авиации премьер-министр Михаил Касьянов отправился в Рыбинск, где расположено головное предприятие по производству двигателей нового поколения - НПО "Сатурн". Источники финансирования выпуска нового двигателя по-прежнему туманны, зато премьер пообещал производственникам, что число компаний в авиационном двигателестроении сократится с нынешних 30 до 5 - 6.

НПО "Сатурн" постановлением правительства в прошлом году было назначено головным предприятием по производству нового авиадвигателя пятого поколения АЛ-41Ф для самолетов штурмовой авиации России.

… Его создание и подготовка к серийному производству требуют как минимум $ 1 млрд. Но средств на это у государства нет, поэтому оно пытается решить проблему путем концентрации распыленных на 30 компаний ресурсов.

"По деньгам надо разделить ответственность между производителем двигателя и заказчиком", - сказал "Финансовым Известиям" гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин. Сам премьер по этому поводу лишь сообщил, что "какие-то меры господдержки должны быть". Михаил Касьянов пояснил, что отношения государства с разработчиками и производителями авиационных двигателей складываются по следующей схеме: "Государство заказывает двигатели, а предприятие получает финансирование после исполнения этих заказов".

… По мнению некоторых специалистов, стоимость затрат на производство нового авиационного двигателя могла бы существенно снизиться, если бы к работе над ним подключились пермские и уфимские предприятия авиадвигателестроения. На вопрос "Известий", планируется ли участие в проекте Уфимского моторостроительного производственного объединения, гендиректор "Сатурна" сообщил: "Мы открыты для решения этого вопроса".




МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ПРИЛЕТЕЛ ПОДДЕРЖАТЬ АВИАЦИЮ.

23.04.2003

КОММЕРСАНТЪ (Москва), N071

Вчера председатель правительства России Михаил Касьянов на один день прилетал в Рыбинск, чтобы оценить возможности создания авиационного двигателя нового поколения и перспективу развития российского авиастроения в целом. Авиацию премьер решил поддержать, продолжив процесс концентрации отечественных предприятий, производящих самолеты…

… С обветшалых рыбинских улиц Михаил Касьянов отправился на крупнейшее предприятие по производству газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации - НПО "Сатурн", где производят также энергогенерирующие и газоперекачивающие установки. Перспективы создания авиационного двигателя нового поколения премьер обсудил за закрытыми дверями. После совещания Михаил Касьянов констатировал, что отечественное авиастроение, безусловно, отстало, но еще не умерло. "Отрасль далека от той точки, чтобы ее можно было считать умершей, небольшие усилия позволят ее возродить", - полагает премьер. В ходе совещания, по его словам, удалось наметить пути консолидации отрасли. Суть спасительного рецепта состоит в том, чтобы 30 небольших предприятий, работающих в этой сфере, в короткий срок преобразовать либо в пять-шесть крупных холдингов, либо - с учетом последнего опыта - в одно-два крупных научно-производственных объединения по производству авиадвигателей. "Тогда мы сможем конкурировать с основными производителями в этой сфере", - сказал премьер. Реформирование оборонно-промышленного комплекса, в том числе и авиастроения, правительство рассмотрит летом. Тогда же кабинет сделает окончательный выбор, на какой основе осуществлять консолидацию предприятий.




ПРЕМЬЕР РАССЧИТЫВАЕТ НА ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ.

23.04.2003

ГАЗЕТА (Москва), N071

Премьер-министр приехал в Рыбинск, чтобы провести совещание по проблеме разработки и внедрения в производство авиадвигателя пятого поколения. Без него у России не будет современного многофункционального истребителя, а значит, и современной военной авиации. Двигатель предполагается создать к 2010 году, но чтобы довести проект до конца, нужны сотни миллионов долларов, а государство готово предоставить лишь часть этой суммы.

… На совещании было решено преобразовать отрасль авиадвигателестроения на основе ее укрупнения. Сейчас в России около 30 фирм разрабатывают авиадвигатели, и с ведущими американскими или французскими производителями они конкурировать не могут. Поэтому программа реструктуризации отрасли, разработанная Минпромнауки, предполагала сведение этих предприятий в 5 - 6 крупных объединений.

НПО "Сатурн", собственно, и создано по этому принципу. Оно возникло путем слияния пяти фирм, основные из которых - "Рыбинские моторы" и московское КБ "Люлька-Сатурн". Однако вчера на совещании говорили о том, что укрупнения в отрасли следует продолжать - так, чтобы на рынке остались всего одна-две крупные фирмы. По всей видимости, речь идет о создании в России двух моторостроительных центров - на базе рыбинского НПО "Сатурн" и Пермского моторостроительного комплекса. Только это даст отрасли шанс выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями.

… В создании двигателя пятого поколения Россия отстает не намного, и это отставание может быть преодолено, если государство поддержит программу, в которой головным предприятием - разработчиком двигателя утверждено НПО "Сатурн".






ПРЕМЬЕР ЗНАЕТ, КАК ДОГНАТЬ КОНКУРЕНТОВ.

23.04.2003

ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (Москва), N073

Премьер-министр России Михаил Касьянов провел весь вчерашний день в одном из ярославских райцентров, городе на Волге Рыбинске… В Рыбинске находится один из крупнейших в стране заводов по производству авиадвигателей как для гражданских самолетов, так и для боевых истребителей марки "Су". Это научно-производственное объединение "Сатурн".

Посещением завода премьер был явно удовлетворен. "Главный вывод, который я сделал по итогам совещания на заводе, состоит в том, что Россия не утратила своего потенциала и своего уровня в двигателестроении", - заявил он журналистам, признав, правда, что в этой сфере Россия ненамного, но отстала от своих западных конкурентов. Тут же был обнародован рецепт преодоления отставания. Он, по убеждению премьера, заключается в консолидации производства авиадвигателей в стране. "Ясно, что из существующих сегодня тридцати небольших по мировым масштабам предприятий надо создать пять-шесть, а может, два-три", - сказал г-н Касьянов. По его мнению, "создание одного-двух больших научно-производственных комплексов по производству авиадвигателей позволит сконцентрировать все ресурсы и догнать основных конкурентов в этой сфере". Это касается, видимо, и создания двигателя для истребителей пятого поколения, разработка которого ведется на "Сатурне". Правда, на эту секретную тему премьер распространяться не стал.




ФРАНЦУЗСКАЯ SNECMA MOTEURS ПОБЕДИЛА PRATT & WHITNEY.

23.04.2003

ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (Москва), N073

Двигатель SM146, разработанный компаниями Snecma Moteurs и НПО "Сатурн", выбран для установки на перспективном семействе российских региональных самолетов RRJ (Russian Regional Jet). Как передает AK&M, проект RRJ разрабатывает фирма "Гражданские самолеты Сухого" совместно с АК им. Ильюшина, ОКБ "Яковлева" и компанией Boeing. В марте этот проект стал победителем государственного тендера по разработке регионального самолета, объявленного "Росавиакосмосом". Предполагается, что Snecma Moteurs, "Сатурн" и "Гражданские самолеты Сухого" 29 апреля в Париже подпишут трехсторонний меморандум о намерениях. Двигатель SM146 создается специально для рынка региональных перевозок, доля которых в общем объеме мировых авиаперевозок будет существенно расти в следующие два десятилетия. Основным конкурентом двигателя SM146 в конкурсе являлся силовой агрегат, разработанный компанией Pratt & Whitney с участием пермского конструкторского бюро "Авиадвигатель" и немецкой MTU Aero Engines.




ПРЕМЬЕР В ПРОБЛЕМНОМ ГОРОДЕ.

23.04.2003

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА (Москва), N078

Российская "оборонка", похоже, берет курс на укрупнение. И Правительство приветствует этот процесс

ВЧЕРА премьер-министр Михаил Касьянов побывал с однодневным визитом в Ярославской области. Главным пунктом в программе его визита было посещение научно-производственного объединения "Сатурн".

Свой интерес он объяснил так: Рыбинск - проблемный город. В нем сосредоточены предприятия оборонного комплекса, и 80 процентов населения работает именно там. Однако в последнее время у предприятий нет заказов.

Чтобы решить проблему, нужно, по мнению премьера, загрузить предприятия заказами от гражданской авиации. Рыбинское НПО "Сатурн" в этом смысле показало пример. После объединения с заводом "Рыбинские моторы", Волжским машиностроительным заводом и конструкторским бюро "Люлька" объединение стало работать успешно, смогло значительно повысить зарплату своим сотрудникам. Сегодня здесь выпускают не только авиационную продукцию, но и энергетические установки, снегоходы и многое другое.

Успех "Сатурна" вдохновил премьера, который заявил, что в ближайшее время будет создано еще несколько подобных объединений.




ИННОВАЦИЯ В ПЕРВОМ ПОКОЛЕНИИ.

21.04.2003

ЭКСПЕРТ (Москва), N015

В прошлый понедельник руководители НПО «Сатурн», и концерна "Силовые машины" (СМ) Юрий Ласточкин и Евгений Яковлев, ставшие соисполнителями госконтракта на разработку парогазовой установки (ПГУ) по итогам минпромнауковского конкурса, договорились о совместной деятельности. Главный исполнитель контракта Ленинградский металлический завод (входит в "Силовые машины") поставит газовые турбины ГТЭ-160 для двух проектов ПГУ, все паровые турбины и дополнительное оборудование, "Электросила" (еще одно предприятие СМ) - электрогенераторы. "Сатурн" укомплектует газовыми турбинами ГТД-110 третий проект ПГУ. Интегратором всех проектов в целом выступают СМ.

… ГТД-110 и ГТЭ-160 - машины одного поколения и отличаются только мощностью. После доводки ГТД-110 его кпд должен превысить 35%, у существующей ГТЭ-160 он составляет 34,4%. Важнее, что обе они примерно на треть дешевле западных аналогов. Но самое главное, если говорить о замене старых мощностей парогазовыми установками, сделанными на базе этих турбин, то делить рынок им вообще не придется. Два года назад институт "Теплоэнергопроект" по заказу РАО ЕЭС провел инвентаризацию российских ТЭС, исследуя возможность модернизации или установки новых мощностей за счет ПГУ. В ходе этой проверки выяснилось, что по техническим условиям ПГУ на базе ГТЭ-160 можно установить только на трети проинспектированных электростанций, на остальных - ГТД-110.





[ АРХИВ СМИ ]






АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)

Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


Twitter Facebook ВКонтакте RSS news RSS press Союз машиностроителей Карта сайта

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2006-2021