Новости компании 16.04.2009
«ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК», №13(286) 13-19 апреля 2009 г., Валерий Стольников, Рыбинск – Москва, Фото автора
ОАО «НПО «Сатурн» представила журналистам свой испытательный комплекс, который сегодня задействован прежде всего в проведении программы российско-французского двигателя SaM146. Уникальная международная программа создания новой силовой установки, уникальные производственные и технологические возможности НПО «Сатурн», уникальный испытательный комплекс - все это в совокупности придает особый смысл всему, что происходит сегодня в стенах крупнейшего двигателестроительного предприятия. В ситуации глобального кризиса рыбинский опыт дает прямой ответ на вопрос, что именно следует сегодня, при высочайшем инвестиционном дефиците, поддерживать, чтобы получить гарантированный высокотехнологичный результат с масштабным рыночным потенциалом.
Испытательный комплекс ОАО «НПО «Сатурн» включает в себя открытый и три закрытых испытательных стенда (один из которых - модернизация существующего, другие - совершенно новые). Созданная испытательная база соответствует требованиям российской, европейской и американской сертификации и обеспечивает проведение любых видов испытаний и беспрепятственное продвижение на мировой рынок двигателя SaM146, а также любых других как опытных, так и серийных двигателей тягой до 23000 кгс.
Входящие в испытательный комплекс закрытые стенды (находятся на территории ОАО «НПО «Сатурн» в Рыбинске) и по своим техническим параметрам уникальны в масштабах российского двигателестроения. В рамках программы создания двигателя SaM146 закрытый модернизированный испытательный бокс №26 обеспечивает первый этап сертификационных испытаний: силовые параметрические испытания; оценка динамических характеристик; аэродинамические характеристики вентилятора; обеспечение работы вспомогательных агрегатов систем самолета; работоспособность цифровой системы управления (FADEC); испытания на вибрационные и экологические параметры (выбросы); длительные и циклические испытания. В дальнейшем данный стенд будет использован в графике проведения испытаний серийных двигателей SaM146.
Испытательный комплекс закрытых стендов, способный анализировать до 1500 параметров одновременно, обладает, в том числе, электронной, с полной ответственностью, системой контроля за подачей топлива, смазки, воздуха, электропитания с защитой по отдельным критическим параметрам. Имеется также возможность проведения испытаний в программируемом режиме при визуальном контроле оператора по нештатным ситуациям. Вся текущая информация о ходе испытаний будет доступна конструкторам, заказчику, исполнителям в режиме реального времени непосредственно на рабочих местах с возможностью внесения корректировок. Испытания в боксах могут проходить одновременно. При этом свободные измерительные каналы одного бокса могут быть задействованы на другом. Система управления стендом снабжена программой ограничения, блокирующей запуск двигателя, если какое-либо из критических условий превышено, исключая возможную ошибку оператора.
Еще большей уникальностью (действительно планетарного контекста) обладает открытый испытательный стенд НПО «Сатурн», расположенный в 24 км от Рыбинска в местечке Полуево (общая площадь комплекса - 60000 кв. м). Аналогов такого стенда на Евроазиатском континенте просто нет.
В перечень сертификационных испытаний на открытом испытательном стенде входят: испытания при боковом ветре, на обрыв лопаток, на обледенение, на попадание воды, льда, града, птиц, проверка акустических параметров, длительные циклические испытания, реальные дроссельные характеристики с самолетной гондолой и реверсом в условиях, аналогичных взлету самолета.
Возможность испытательной базы НПО «Сатурн» обеспечивать сертификацию двигателей ведущих европейских и американских производителей - еще один факт признания России в качестве равноправного партнера в мировом разделении труда в области высоких технологий. В настоящее время испытательный комплекс НПО «Сатурн» задействован в реализации российско-французской программы создания двигателя SaM146, предназначенного прежде всего для регионально-магистральных самолетов нового поколения - семейства SSJ100.
Проект SaM146 - это равноправное сотрудничество «НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. В апреле 2003 года двигатель SaM146 был объявлен победителем в тендере ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на поставку силовой установки для семейства SSJ100. Реализация этого проекта осуществляется с поддержкой Правительств России и Франции.
Программа SaM146 построена на принципах стратегического партнерства с разделяемым риском и доходами. С целью обеспечения единого поставщика и держателя сертификата типа на двигатель SaM146 НПО «Сатурн» и «Снекма» учредили совместное предприятие «ПауэрДжет» (PowerJet). Часть деталей для двигателя SaM146 изготавливается на открытом в 2005 году совместном российско-французском предприятии «ВолгАэро». Испытания двигателя SaM146 производятся на уникальном для Европы испытательном комплексе, состоящем из одного открытого и трех закрытых испытательных стендов.
Двигатель SaM146 имеет самую современную конструкцию, разработанную на основе опыта предыдущих программ и анализа конкурентных продуктов, для достижения заданной надежности и экономических показателей. Отличительными особенностями двигателя SaM146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO. Сертификация двигательной установки будет проведена по европейским, российским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолет SSJ100 без ограничений во всех странах.
В настоящий момент изготовление двигателя проходит важные этапы: проводятся полеты самолета Sukhoi SuperJet100 с двигателями SaM146 по программе Сертификационных Зачетных Испытаний, а также продолжаются стендовые и летные испытания двигателя SaM146. Для обеспечения сертификационных испытаний требуется изготовить 8 опытных двигателей и выполнить 26 сборок. Для проведения испытаний самолета - 9 двигателей.
Опытные образцы двигателя SaM146 показали хорошие результаты при стендовых и летных испытаниях, суммарная наработка составляет 3050 часов, в том числе в полете 920 часов. На опытных двигателях и установках проведены следующие испытания:
- Проверена работа двигателя в условиях обледенения: Материалы по результатам испытаний представлены ГСС, ЦИАМ, АРМАК, ГосНИИГА на совместном совещании. Результаты признаны положительными.
- Проведены испытания на исследования флаттера при боковом ветре, влияние взлетной полосы, работоспособность реверсивного устройства.
- В г. Виллярош (Франция) поставлен двигатель для подтверждения характеристик газогенератора на испытательной базе компании «Снекма».
- Проведены специальные испытания узлов двигателя на обрыв лопатки с системой слабого звена и испытания по забросу птицы;
- Наработка опытного двигателя №4 в обеспечение ресурса – более 1010 циклов, двигателя №7 в зачет сертификации типа – более 750 циклов.
В настоящее время на различных опытных двигателях подготавливаются и проводятся инженерные испытания, в испытательном центре ЦИАМ проводится заключительная серия испытаний двигателя в условиях обледенения, на открытом испытательном стенде в Полуеве (Ярославская область, Рыбинский район) - на забросы града, льда, птицы, которые планируется завершить весной-летом текущего года.
С 19 декабря 2008 года начался второй этап испытаний на летающей лаборатории в подмосковном Жуковском. На летающей лаборатории наработка двигателя составляет 212 часов.
НПО Сатурн осуществляет сборку сразу нескольких двигателей SaM146, предназначенных для завершения программы сертификационных испытаний двигателя по стандартам EASA и обеспечения сертификационных испытаний самолета, а также ведутся работы по изготовлению первых серийных поставочных двигателей, которые планируется установить на самолеты для первых заказчиков - Аэрофлот и АрмАвиа.
Два самолета SSJ100, участвующие в программе СЗИ, совершили 136 полетов, наработка двигателей SaM146 в ходе проводимых летных испытаний превысила 1120 часов. Под зачет этих испытаний были представлены все доказательные материалы по возможности использования двигателей SaM146, установленных на SSJ, выполняющих сертификационные полеты. В ходе полетов отмечена устойчивая работа двигателей на всех режимах, соответствие параметров двигателя техническим условиям, получен расход топлива, близкий к расчетному.
30 марта - 1 апреля 2009 года два новых региональных самолета "Сухой Суперджет 100" с двигателями SaM146, разработки и производства ОАО «НПО «Сатурн» и компании Snecma, успешно совершили перелет по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Новосибирск – Жуковский.
Результаты технического обслуживания и бороскопического осмотра двигателей после длительного перелета, завершившиеся 1 апреля, показали, что двигатели полностью готовы для продолжения сертификационных зачетных испытаний.
В настоящее время на НПО «Сатурн» завершается изготовление двух двигателей для третьего самолета, которые планируется поставить в Комсомольск-на-Амуре после проведения на них серии наземных испытаний.
С использованием материалов ОАО «НПО «Сатурн»
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...